№1 ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ или ЗРИ В КОРЕНЬ!
Все недоразумения с проектом начинаются на старте. Ещё в тот момент, когда Вы только задумали его создать. Да, да, не удивляйтесь. Просто Вы забыли четко определить, проблему, которую будет решать Ваш проект. И все пошло кувырком.

- Скажите, а какую проблему Вы предполагаете решить этим проектом?
- Да у меня нет проблем. Говорю же, страусов будем разводить, мясо деликатесное, яйца…. Идея-то у меня выгодная, все говорят. Это же своё будет, домашнее, эксклюзив! Не то, что в супермаркете.

Ох, уж этот эксклюзив! Но бывает и более «научный» подход к проблеме:

- Проблема, которую решает Ваш проект?
- Глобализация мировой экономики, увеличение международной конкуренции привели к росту популярности новой производственной инновационной модели, в рамках которой все участники производственного процесса стремятся объединиться в кластеры, чтобы успешно конкурировать на рынке. Такая «кластерная» модель хозяйствования позволяет создать долгосрочную кооперацию и взаимодополняемость друг друга – структур членов кластерного объединения, единый технологический цикл, высокую степень конкурентоспособности конечной продукции на внутреннем рынке, содержание и завоевания новых внешних рынков сбыта.
[i]
Второй, не менее важной проблемой является отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров, которые разработали бы инновационные проекты и решения в сфере развития агропромышленного комплекса, энергосбережения и энергоэффективности – внедрение альтернативных видов топлива.


Догадались, каково будет решение этой проблемы? И не пытайтесь. Сформулировав таким образом проблему, автор так и не решил пока, то ли ремонтировать цех для производства комбикорма, то ли выращивать свиней и птицу, то ли ставить солнечные батареи, а может пиролизный котел, но пока непонятно куда. И всё ЭТО вместе он видит, как кластерный подход.

Вы скажете: «Это сложно»! Попробуем разобраться вместе.

Обычно инициаторы проектов имеют какой-либо род занятий и желание из этих занятий или интересов создать бизнес. В общем-то, это правильно. Но есть риск начать заниматься тем, что никому вокруг не нужно, кроме Вас. Итак, прежде, чем предложить идею для проекта, давайте найдем ПРОБЛЕМУ – аспект жизни, неудовлетворяющий Вас и окружающих (хотя-бы в масштабах региона), негативное явление, которое прямо таки не даёт Вам покоя, создаёт огромное препятствие на пути Вашего роста или развития Вашего бизнеса, сфер Вашего влияния в регионе, стране и т.д. Определите для себя значимые факторы (ПРИЧИНЫ), вызывающие и поддерживающих это явление (ПРОБЛЕМУ).

В рамках раздела «ПРОБЛЕМА» изложите эту проблему, тем самым подтвердив актуальность Вашего проекта.

Например, Вы аграрий и Вас может не удовлетворять низкая урожайность кукурузы с гектара. Это яркий пример описания негативного явления (т.е. ПРОБЛЕМЫ), связанного с несколькими факторами (т.е. ПРИЧИНАМИ ПРОБЛЕМЫ): погодные условия, перенасыщение севооборотов, плохое качество семян, погрешность при глубине вспашки, внесении удобрений, низкая квалификация кадров и проблемная техника. Выбираете для проекта те факторы, в борьбе с которыми Вы способны предложить решение и пишете проект.

Кроме Вас, в решении проблемы низкой урожайности кукурузы может найти для себя идею развития своего бизнеса инженер-конструктор, создав БЛА для внесения удобрений, программист, придумав датчики измерения глубины вспашки, свои научные исследования сможет внедрить в практику ученый-селекционер, химик и т.д. Главное правильно определить, почувствовать, выделить и описать проблему.

Из хорошо сформулированной проблемы рождается весь проект!

После описания проблемы эксперт, который будет читать вашу заявку, должен понять, что данный проект нужен, и проблема требует скорейшего разрешения. Описание проблемы должно быть объективным, основываться на фактах и иметь ссылки на проверенные источники. Также было бы неплохо указать в изложении проблемы на прогноз негативных последствий развития сложившейся ситуации.

И ещё поделюсь некоторыми хитростями – как записать проблему в аппликации проектной заявки?

- во-первых, проблему нужно четко назвать, одним описательным предложением;
-далее установить причинно-следственные связи (вот есть у проблемы объективные и субъективные причины, какие из них к каким негативным последствиям привели);
- затем сопоставить (этакое «да, но») – указывается ссылка на какие-то ресурсы, продукты, которые могут быть использованы, но не используются, указываются конкретные факты, технологии или проведённые мероприятия, но не давшие никаких результатов.

Используя этот алгоритм, вам удастся сформировать логику проекта. Выстроить понятную для эксперта цепочку Ваших мыслей.

Надеюсь, что мои подсказки помогут Вам. Если хотите попробовать это делать вместе с нами на практике, приходите на тренинг . Начинать писать проект всегда трудно, однако овладев теми знаниями, которые Вы почерпнете у нас, Вам будет по плечу написать не один десяток самых разных проектов.

Следующая тема нашей рубрики – «Идея проекта». До завтра, друзья![/i]

Написать комментарий: